Туроператор по Мурманской области
Реестровый номер: РТО 024183
Меню
Расписание
Знакомство с Кольским Краем

Туры по Мурманской области

Slider

Великая Отечественная война, как одно из самых значимых событий XX века, оставила неизгладимый след в истории России и Мира в целом. Однако при обсуждении этой трагической эпохи, часто уделяется меньше внимания тем событиям, которые разворачивались на краях страны, в отдаленных и малоизученных регионах.

Кольский полуостров, затерянный на картах и зачастую забытый в рассказах о Великой Отечественной войне, несмотря на свою удаленность и небольшое население, стал ареной серьезных боевых действий. Эта забытая глава в истории Великой Отечественной войны не только отразила важность этого стратегически важного региона, но и проложила путь к пониманию того, какой ценой была достигнута победа.

В данной статье мы погрузимся в историю Великой Отечественной войны на Кольском полуострове, рассмотрим основные события, ключевых участников и влияние этих событий на судьбу региона и всей страны.

 Переход на военные рельсы

Первые боевые столкновения на территории Мурманской области произошли ранним утром 22 июня 1941 года. В регионе сразу же были приняты меры по мобилизации населения. В ряды Красной Армии вступило множество добровольцев, желавших защищать Родину. 

Уже в конце июня 1941 г. была проведена массовая эвакуация промышленных предприятий и гражданских лиц на территорию Архангельской области. Для вывоза стратегического сырья и оборудования с металлургического комбината «Северникель», а также Нивских и Туломских гидростанций потребовалось более 100 судов и 8 000 железнодорожных вагонов. Оставшиеся на Кольском полуострове предприятия перешли на круглосуточную работу и были переориентированы на производство оружия и военной техники, которые сразу с конвейера поставлялись на фронт. Все рыболовные суда были переоборудованы под военные цели на местных судоремонтных заводах и пополнили ряды Северного флота. 

Рабочие предприятий Мурманска, Мончегорска, Кировска, Кандалакши в самые короткие сроки приступили к выпуску гранат, различного автоматического оружия и минометов. На комбинате «Апатит» приступили к производству зажигательной смеси для авиабомб. На судостроительных и судоремонтных заводах не только ремонтировали боевые корабли и подлодки, но и занимались изготовлением шлюпок, горных саней и волокуш. Мебельная фабрика перешла на выпуск лыж для солдат. Колхозы, занимавшиеся разведением оленей, поставляли на фронт мясо, занимались заготовкой грибов и ягод, лекарственных трав. 

Различные промысловые артели снабжали армию мылом, буржуйками, различной походной утварью. В мастерских шили обмундирование, занимались ремонтом обуви. 

Уже к осени 1941 г. рыбаки возобновили промысел.  Добыча рыбы была организована на внутренних озерах Кольского полуострова. 

Таким образом, обороноспособность региона активно развивалась, чтобы уверенно дать отпор захватчикам. Эта задача была выполнена. Сильная армия, мощное вооружение в сочетании с отвагой и мужеством гражданского населения, объединившегося в едином порыве на борьбу с врагом, позволили вытеснить фашистские войска с Кольского полуострова.

Боевые действия на Кольском полуострове

Активные боевые действия продолжались на Кольском полуострове в течение длительного времени. Мурманский торговый порт был стратегически важным объектом.  Через него осуществлялись поставки военных и продовольственных грузов из стран-союзниц. Фашисты не прекращали  попытки  разорвать эту важную транспортную артерию.

Акватория Кольского полуострова, начиная с 1942 года , превратилась в сплошное поле боя. Из стран антигитлеровской коалиции, куда входили Великобритания, США, Франция и другие, через Мурманский порт поставлялась военная техника, продовольствие, снаряжение. Всего было доставлено 1,2 млн. тонн грузов. 

Несмотря на все попытки фашистов сорвать поставки, до портов Архангельска и Мурманска дошло 42 союзных конвоя. Благодаря защите конвоев со стороны моряков и летчиков Северного флота и британских ВМС потери этих гуманитарных караванов составили всего 85 судов. До конечного пункта назначения дошло 1400 судов.

Защищая свои конвои, Северный флот активно атаковал вражеский берег и срывал поставки немцев, которые те пытались осуществить морским путем. 

До 1942 г. борьба с фашистами чаще велась силами подводного флота.  С 1943 г. лидерство перешло к морской авиации. За годы войны силами ВВС РФ было уничтожено 1 300 самолетов противника, более 200 кораблей и 400 транспортов, общий тоннаж которых составил 1 млн. тонн. 

Защита порта велась не только на море и в воздухе, но и на земле. В 1942 г. по приказу командования в регионе было организовано два больших партизанских отряда: «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья». Во время своих рейдов партизаны пробирались далеко за линию фронта, в тыл противника, наносили ощутимый ущерб врагу и регулярно приносили множество полезной информации, захватывая «языков». В основном они действовали вдоль дороги Рованиеми – Петсамо, по которой немецкие войска получали большую часть военных поставок. На своем пути мурманские партизаны разрушали коммуникации и линии связи, нападали на вражеские гарнизоны. Подобные партизанские отряды создавались и на Кандалакшском направлении.

Героизм советских воинов

Нельзя не вспомнить о героизме наших соотечественников, которые каждый день самоотверженно сражались за Великую Победу. 5 декабря 1944 года правительство учредило награду «За оборону Советского Заполярья». Эту награду получили не только многие солдаты, но и те, кто помогал Родине в тылу. Более сотни участников боевых действий получили звание Героя Советского Союза, а А. О.Шабалин и Б. Ф.Сафонов удостоились этого звания дважды. Разведчик В. Леонов получил звание Героя во второй раз в сентябре 1945 года, уже во время войны с Японией, когда служил в составе Тихоокеанского флота.